При осуществлении внешнеэкономических операций, связанных с куплей-продажей товаров, субъекты внешнеэкономической деятельности могут столкнуться с цепочкой неопределенностей, в связи с неодинаковой интерпретацией контрагентами взаимных прав и обязанностей, а именно при осуществлении поставки товаров от места отправления в место назначения. Это может быть связано с различиями правил и обычаев, существующих в разных странах мира. Решить эти вопросы возможно только путем использования контрагентами единого набора международных правил для однозначного толкования терминов, употребляемых во внешней торговле. С этой целью в 1936 году вышло в свет первое издание международных правил толкования торговых терминов (редакция Инкотермс-1936) Международной торговой палаты. В эти правила постоянно вносятся изменения и дополнения, которые публикуются Международной торговой палатой (1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000, 2010 годах).

Применение указанных правил во внешнеэкономических договорах (контрактах)  при определении условий поставки товаров позволяет исключить различное толкование предприятиями-контрагентами своих обязанностей в отношении поставки товаров от продавца покупателю. Условия поставки определяют обязанности продавца по доставке товара до указанного места и устанавливают момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара. Действие Инкотермс распространяется исключительно на отношения между продавцом и покупателем в рамках договоров купли-продажи. Вместе с этим Правила Инкотермс не рассматривают такие вопросы, как переход права собственности в контрактах купли-продажи от продавца к покупателю, и для решения этого вопроса во взаимоотношениях со своими контрагентами целесообразно руководствоваться положениями Конвенции ООН 1980 года о договорах международной купли-продажи товаров.

Редакция ИНКОТЕРМС содержит 13 терминов — базисов поставки, которые можно объединить в четыре основные группы: ЕFCD (см. таблицу 1).

 Таблица 1

ТЕРМИНЫ ИНКОТЕРМС
Буквенное обозначение группы Е F C D
Суть терминов
в группе
Отправление
(возложение на продавца минимальных обязательств)
Основная перевозка не оплачена
(возложение на продавца обязательств по доставке товара для перевозки согласно с указаниями покупателя)
Основная перевозка оплачена
(возложение на продавца обязательств по подписанию договора перевозки на обычных условиях за свой счет)
Прибытие
(возложение на продавца обязательств по несению всех рисков и затрат по доставке товара в согласованное место)
Торговые термины EXW
франко-завод
(… название места)
FCA
франко-перевiзник
(… название места назначения)
CFR
стоимость и фрахт
(… название порта назначения)
DAF
поставка до границы
(… название места поставки)
FAS
франко вдоль борта судна
(… названия порта отгрузки)
CIF
стоимость, страхование и фрахт
(… название порта назначения)
DES
поставка у судна
(… название порта назначения)
FOB
франко-борт
(… название порта отгрузки)
CPT
фрахт/перевозка оплачены до
(… название места назначения)
DEQ
поставка с причала
(… название порта назначения)
CIP
фрахт/перевозка и страхование оплачены до
(… название места назначения)
DDU
поставка без уплаты таможенной пошлины
(… название места назначения)
DDP
поставка с уплатой таможенной  пошлины
(… название места назначения)

 Таблица 2

Вид транспорта, к которым могут применяться термины поставки Торговый термин
Любой вид транспорта EXW
FCA
CPT
CIP
DDU
DDP
Исключительно морской и внутренний водный транспорт FAS
FOB
CFR
CIF
DES
DEQ
Перевозка железнодорожным, автомобильным транспортом DAF

Риски утраты или повреждения товара, а также обязанности по несению затрат, связанных с товаром, переходят от продавца к покупателю в конкретно определенном месте, в звязи с чем, базисное условие поставки должно обязательно предусматривать указание географического   пункта, в котором осуществляется поставка товара (например: ЕХW КиевСPТ Берлин).

Базисные условия поставки используются для калькуляции стоимости товара в контракте (фактурная стоимость) и играют важнейшую роль в определении таможенной стоимости товара см. раздел «ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ»).

При ввозе товаров в Украину (см. таблицу 3) их таможенная стоимость определяется путем приведения фактурной стоимости в соответствие к базе цен CIF-украинский порт, CIP-пункт назначения на границе, CPT-пункт назначения на границе Украины или DAF-граница Украины.

При этом, если товары куплены на условиях, которые свидетельствуют, что поставка осуществляется в пункт назначения, размещенный за таможенной территорией Украины (например, EXW-БудапештFOB-ТокиоCIF-РигаDAF-Брест), то к фактурной стоимости прибавляются затраты на доставку товаров до момента пересечения таможенной границы Украины, которые не входят в стоимость товара на указанных условиях.

Если же условиями предусмотрена поставка товара в пункт назначения, размещенный на таможенной территории Украины (например, CIP-НиколаевDDP-Львов), то от фактурной стоимости отнимаются затраты, которые имели место после момента пересечения таможенной границы Украины и подтвержденные соответствующим образом.

Таблиця 3
Определение таможенной стоимости в зависимости от условий поставки при импорте товаров в Украину

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
EXW FCA FAS FOB CFR CIF CPT CIP DAF DES DEQ DDU DDP
1. Упаковка
2. Погрузка на транспортное средство +
3. Доставка основному перевозчику + +
4. Вывозная пошлина
5. Страхование перевозки + + + +
6. Погрузка на основной транспорт + + +
7. Оплата основного транспорта* + + + +
8. Разгрузка
9. Импортная пошлина
10. Доставка от основного транспорта
11. Разгрузка на склад предприятия

Примечание:

1. В строках 1 — 7 учитываются затраты, понесенные до момента пересечения таможенной границы Украины.
2. В строках 8 — 11 учитываются затраты, понесенные на территории Украины.
3. — Только до момента пересечения таможенной границы Украины.
4. — Затраты, которые включаются в цену товара согласно с Инкотермс.
5. «+» — При определении таможенной стоимости затраты прибавляются.
6. — При определении таможенной стоимости затраты отнимаются независимо от того, кто их несет.

При вывозе товаров за пределы таможенной территории Украины (см. таблицу 3) их таможенная стоимость определяется путем приведения фактурной стоимости в соответствие к базе цен FOB-украинский порт, DAF-граница Украины (пункт назначения на таможенной границе Украины) или CIP-пункт назначения на таможенной границе Украины.

При этом, если товары проданы на условиях, которые свидетельствуют, что поставка осуществляется в пункт отгрузки, размещенный на таможенной территории Украины (например, EXW-Киев или FCA-Чернигов), то к фактурной стоимости прибавляются затраты на доставку товара до момента пересечения таможенной границы Украины.

Если же условиями поставки предусмотрена поставка в пункт назначения, размещенный за пределлами таможенной территории Украины (например, CIF-СтамбулDAF-польсько-немецкая граница), то от фактурной стоимости отнимаются соответствующим образом подтвержденные затраты на доставку товара после момента пересечения таможенной границы Украины.

Таблиця 4
Определение таможенной стоимости в зависимости от условий поставки при экспорте товаров из Украины

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
EXW FCA FAS FOB CFR CIF CPT CIP DAF DES DEQ DDU DDP
1. Упаковка
2. Погрузка на транспортное средство +
3. Доставка основному перевозчику + +
4. Вывозная пошлина
5. Страхование перевозки + +
6. Погрузка на основной транспорт + + +
7. Оплата основного транспорта* + +
8. Разгрузка
9. Импортная пошлина
10. Доставка от основного транспорта
11. Разгрузка на склад предприятия

Примiтки:

1. В строках 1 — 7 учитываются затраты, понесенные на территории Украины.
2. В строках 8 — 11 учитываются затраты, понесенные на территории страны -импортера.
3. * — До момента персечения таможенной границы Украины.
4. — Затраты, которые включаются в цену товара согласно с Инкотермс.
5. «+» — При определении таможенной стоимости затраты прибавляются независимо от того, кто их несет.
6. — При определении таможенной стоимости затраты отнимаются независимо от того, кто их несет.

 

Правила Incoterms версии 2010 вступили в силу 1 января 2011 г. Об этом сообщается на официальном сайте Международной торговой палаты.

Как отмечается в сообщении, новое издание Правил наиболее полно и точно отражает в себе торговую практику последнего десятилетия и содержит ряд нововведений:

— общее количество терминов сокращено с 13 до 11, при этом 2 из них — абсолютно новые;

— новая структура правил Incoterms включает 2 группы терминов: термины, используемые при перевозке любыми видами транспорта (EXW, FCA, CPT, CIP, DAT, DAP, DDP); термины, используемые при морской и внутренней водной перевозке (FOB, CFR, CIF).

Также в документе учтены:

— вопросы безопасности грузов с учетом различия правовых систем;

— подробное введение к каждому термину новых правил позволяет без проблем выбрать корректный термин для контракта;

— современное требования контейнерного транспорта.

два новых термина: DAT (поставка на терминале) и DAP (поставка в пункте), заменяют трудноисполнимые во многих случаях термины DDU (поставка без оплаты пошлин), DAF (поставка до границы), DEQ (поставка с причала), DES (поставка с судна).

 

Внесены дополнения к терминам FOB, CFR и CIF.

Новые правила в редакции Инкотермс 2010 можно представить в виде таблицы.

Категория E
Отгрузка
EXW любые виды транспорта EX Works (… named place)
Франко завод (…название места)
Категория F
Основная перевозка не оплачена продавцом
FCA морские и внутренние водные перевозки Free Carrier (…named place)
Франко перевозчик (…название места)
FAS морские и внутренние водные перевозки Free Alongside Ship (… named port of shipment)
Франко вдоль борта судна (… название порта отгрузки)
FOB морские и внутренние водные перевозки Free On Board (… named port of shipment)
Франко борт (… название порта отгрузки)
Категория C
Основная перевозка оплачена продавцом
CFR любые виды транспорта Cost and Freight (… named port of destination)
Стоимость и фрахт (… название порта назначения)
CIF любые виды транспорта Cost, Insurance and Freight (… named port of destination)
Стоимость, страхование и фрахт (…название порта назначения)
CIP любые виды транспорта Carriage and Insurance Paid Тo (… named place of destination)
Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (…название места назначения)
CPT любые виды транспорта Carriage Paid To (… named place of destination)
Фрахт/перевозка оплачены до (…название места назначения)
Категория D
Доставка
DAT любые виды транспорта Delivered At Terminal (… named terminal of destination)
Поставка на терминале (… название терминала)
DAP любые виды транспорта Delivered At Piont (… named point of destination)
Поставка в пункте (… название пункта)
DDP любые виды транспорта Delivered Duty Paid (… named place of destination)
Поставка с оплатой пошлины (… название места назначения)

Классификатор литерных кодов условий поставки утвержден приказом Минфина от 20.09.2012 N 1011 .

Действующее законодательство Украины оставляет на усмотрение украинского предприятия и его зарубежного контрагента вопрос о том, какая редакция правил будет применяться во внешнеэкономическом контракте.

Расчет за
15 минут